1 этап.
Исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на:
- несправедливое отношение со стороны родителей;
- развод в семье учащегося;
- потерю одного из членов семьи;
- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
- одиночество;
- недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.
2 этап.
Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт ребенка, особенно обратить внимание на:
- реальные конфликты и мотивы его участников;
- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психологические травмы, зависимости);
- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости.
3 этап. Взаимодействие в социуме, наблюдение и изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог» особенно обратить внимание на:
- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;
- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
- несправедливые требования к учащемуся;
- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам;
- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
4 этап. Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
- неадекватную самооценку личностных возможностей;
- утрату понимания ценности жизни;
- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");
- состояние переутомления;
- паническую боязнь будущего;
Характерные черты суицидальных личностей:
- настойчивые или повторные мысли о суициде;
- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;
- чувство изоляции и отверженности;
- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
- ощущение безнадежности и беспомощности;
- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;
- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;
- «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.
Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).