Уголок ответственного за социальную работу

1 этап.

Исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на: 

  • несправедливое отношение со стороны родителей;
  • развод   в семье учащегося;
  • потерю одного из членов семьи;
  • неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
  • одиночество;
  • недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

 

2 этап.

Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт ребенка, особенно обратить внимание на:

  • реальные конфликты и мотивы его участников;
  • патологические наследственные причины (алкоголизм родителей,  психологические травмы, зависимости);
  • соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости.

 

3 этап. Взаимодействие в социуме, наблюдение и изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог» особенно обратить внимание на:

  • отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;
  •     несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
  • несправедливые требования к учащемуся;
  • принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам;
  • страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

 

4 этап. Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

  • своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
  • неадекватную самооценку личностных возможностей;
  • утрату понимания ценности жизни;
  • потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");
  • состояние переутомления;
  •   паническую боязнь будущего;

 

Характерные черты суицидальных личностей:

  • настойчивые или повторные мысли о суициде;
  • депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;
  • чувство изоляции и отверженности;
  • утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
  • ощущение безнадежности и беспомощности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;
  • в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;
  • «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
  • амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание      некомпетентности, стыд за себя).

Научно-методическое обеспечение организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников (Открыть).

Советы родителям на каждый день

  1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.
  2. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  5. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
  6. Помните, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения.

 

Буклеты по насилию